Меню

О НАС

ВИДЫ ЭКСПЕРТИЗ

КРИМ. ТАКТИКА

ПРАКТИКУМЫ

БИБЛИОТЕКА

ИНТЕРЕСНЫЕ ССЫЛКИ

КОНТАКТЫ

 

Автотехническая экспертиза

Автотехническая экспертиза (приказ МВД РФ №511 от 29.06.2005 г) подразделяется на следующие виды:


- исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия;
- исследование технического состояния деталей и узлов транспортных средств;
- исследование следов столкновения на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия;
- исследование маркировочных обозначений транспортных средств;


Экспертизой маркировочных обозначений транспортного средства называют комплексное научно-техническое исследование, проведенное лицами, имеющими специальные познания в науке, технике или ремесле.


Осмотр автотранспортного средства экспертами ЭКП органов внутренних дел проводится с целью установления и фиксации фактов изменения маркировочных обозначений на кузове (раме) автомобиля, маркировки силового агрегата (двигателя и коробки перемены передач), основных узлов и агрегатов (раздаточной коробки, мостов и т.д.), изменения цвета наружной окраски кузова, выявления первичных маркировок в случае установления факта их изменения, обнаружения скрытых мест хранения предметов и веществ, запрещенных к обороту.
В связи с возросшим качеством исполнения изменений маркировочных обозначений, использования преступниками современных технологий, зачастую аналогичных заводским, возможности заказывать оригинальные заводские таблички с необходимыми маркировками и т. д. рассматривать как объект автотехнического исследования только маркировочные площадки с нанесенными на них обозначениями и заводские таблички ошибочно и неэффективно. Только комплексный подход обеспечивает наибольшую полноту и достоверность результатов исследований.

Он подразумевает:
1. Исследование регистрационных документов.
2. Установление года выпуска автомобиля, его модели, модификации, а также соответствия кузовных деталей и основных комплектующих узлов и агрегатов модели автомобиля году его выпуска.
3. Осмотр и при необходимости исследование лакокрасочного покрытия и следов перекраски или ремонтной подкраски.
4. Определение расположения маркировок в зависимости от года выпуска.
5. Исследование соединений маркируемых деталей с прилегающими, креплений заводских табличек.
6. Исследование целостности маркируемых деталей.
7. Исследование особенностей маркируемых площадок (формы, фактуры поверхности).
8. Исследование самой маркировки (содержание, способ нанесения, конфигурация, взаиморасположение знаков и т.д.).
9. Выявление первичной маркировки при наличии признаков ее изменения.
10. Установление технологических номеров, номеров агрегатов, на основании которых с использованием информационной базы предприятия - изготовителя возможно идентифицировать автомобиль.
11. Исследование электронных носителей информации.

Способы и признаки изменения маркировок кузовов.
Основные известные способы изменения маркировки кузова можно условно разделить на две группы. Для первой характерно, что сохраняется первичная маркировка или ее следы и принципиально возможно ее выявление.
Первый способ (рис. 3) заключается в изменении конфигурации маркировочных знаков путем:
добивки недостающих элементов в знаках первичной маркировки, имеющих сходное начертание со знаками требующейся (вторичной) маркировки, например 3-5, 1-4, 5-6-8-9-0;
набивки знаков вторичной маркировки поверх знаков первичной;
забивания (зачеканивания) отдельных знаков первичной маркировки и нанесения на их месте других. Лишние элементы знаков заполняют пластичными массами или заплавляют и окрашивают.
Второй способ (рис. 4) заключается в углублении участка маркировки, нанесении на первичную маркировку слоя металла или пластичной массы и тиснении на полученной поверхности рельефа требующейся (вторичной) маркировки с последующей окраской участка кузова.
Третий способ (рис. 5) заключается в углублении участка с маркировкой и закрепления на этом месте сваркой или наклеиванием участка панели с иной маркировкой.
Для второй группы способов (рис. 6-8), сопровождающихся уничтожением первичной маркировки, характерно удаление участка, части или всей маркированной панели и замена их на другие. В описанных выше случаях к признакам, свидетельствующим об изменении маркировки, относятся:
нечеткое начертание знаков, их смещение по вертикали, различные интервалы и глубина, отличия конфигурации значков от образцов, посторонние штрихи в знаках;
следы обработки поверхности под слоем эмали, увеличение толщины покрытия, а также наличие остатков шпатлевки или иных материалов на участке маркировки;
различия ЛКП маркированной панели и прилегающих, наличие следов опыла (частиц) эмали на близлежащих деталях;
несовпадение маркировки с ее отображением на обратной стороне панели и следы забивания знаков на ней, локальное увеличение толщины панели; сварные швы на маркированной панели, соединения панелей сварными швами, следы сверления точек сварки и имитация точечной контактной сварки (заполнение отверстий расплавами олова или латуни) и т.п.


Рис. 3. Вторичная маркировка, полученная забиванием (зачеркиванием)
знаков первичной маркировки



Рис. 4.

Вторичная маркировка, полученная путем вдавливания (заглубления участка панели с первичной маркировкой, заполнение выемки и нанесение вторичной маркировки)

Рис. 5,6.

Вторичная маркировка, полученная путем установки фрагмента панели с маркировкой поверх участка с первичной маркировкой; Вторичная маркировка, полученная путем вваривания участка панели с маркировкой в проем, после вырезания участка панели с первичной маркировкой

Рис. 7. Вторичная маркировка, полученная Рис. 8. Вторичная маркировка, полученная
путем замены части панели с маркировкой путем замены всей панели с маркировкой

 

Способы и признаки изменения маркировок двигателей


Известны три способа изменения маркировки двигателей. Первый способ заключается в уничтожении знаков первичной маркировки путем снятия (срезания) слоя металла с нанесенной маркировкой путем механической обработки поверхности. Слой может быть срезан фрезой, абразивным или слесарным инструментом. После этого на подготовленной таким образом площадке наносится (набивается) требуемая маркировка. Второй способ состоит в забивании (зачеканивании) первичной маркировки с последующей набивкой требующихся знаков. Третий, редко встречающийся способ заключается в уничтожении знаков первичной маркировки блоков цилиндров, изготовленных из алюминиевых сплавов, термическим воздействием на маркировочную площадку. Для нагрева могут использоваться паяльные лампы, газовые горелки и т. п.
Для измененной маркировки двигателей характерны следующие признаки:
следы механической обработки площадки;
следы первичной маркировки;
отличие фактуры поверхности площадки от прилегающих участков или от заводского образца, имитация фактуры поверхности маркировочной площадки;
отсутствие слоя эмали или спецсостава на маркировочной площадке (для блоков из алюминиевых и магниевых сплавов).

 

Способы выявления начертания знаков первичной маркировки.

В работе экспертов наиболее распространены следующие способы выявления начертания знаков первичной маркировки:
- травление исследуемой поверхности специальными растворами
- электрополирование
- способ магнитопорошковой дефектоскопии

В экспертной практике наибольшее распространение получил способ травления как наиболее простой и эффективный.

Реактивы для выявления первичной маркировки на двигателях

Серый чугун

1. Азотная кислота 25 мл
уксусная кислота 25 мл
хлорид палладия 3 г.,
этиловый спирт 100 мл


2. 10%-ный раствор персульфата аммония
Сталь Азотная кислота 25 мл
уксусная кислота 25 мл
этиловый спирт 100 мл

3 . АЛ-4 (по ГОСТ 2685-75) 6-30%-ный водные растворы едкого натра или едкого кали


Оформление результатов исследования. Требования к выводам.

Описания результатов исследования каждого из объектов (кузов, двигатель, КПП, агрегаты) и выводы должны быть краткими, исчерпывающими и однозначными. В выводах указываются правильное торговое обозначение АМТС, государственный регистрационный знак, установленный на автомобиле, род маркировки, ее полное и правильное название. Дается ответ на вопрос - подвергались ли маркировки изменению, если да - то каким способом, их первоначальное содержание. В тех случаях, когда определить первоначальное содержание маркировок не представляется возможным, указывается причина.
Эксперт обязан помочь инициатору (следователю) установить первоначальные номера агрегатов автомобиля после обращения следователя (а ни в коем случае не эксперта) в ту или иную организацию. Материалы, которые потом предоставят инициатору, могут быть использованы экспертом в экспертном заключении.
Вывод о том, что маркировочные обозначения данного автомобиля изменены, должен быть построен на фактическом присутствии следов, которые остаются от таких процессов. При отсутствии таковых вывод об изменении маркировочных обозначений в категоричной форме невозможен, а в вероятной - невозможен в принципе. Если следов изменения маркировочных обозначений не имеется, то считать их измененными нет оснований.

 

 

 

 

 
Hosted by uCoz