Автотехническая экспертиза
Автотехническая экспертиза (приказ МВД РФ №511 от 29.06.2005
г) подразделяется на следующие виды:
- исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия;
- исследование технического состояния деталей и узлов транспортных средств;
- исследование следов столкновения на транспортных средствах и месте
дорожно-транспортного происшествия;
- исследование маркировочных обозначений транспортных средств;
Экспертизой маркировочных обозначений транспортного средства называют
комплексное научно-техническое исследование, проведенное лицами, имеющими
специальные познания в науке, технике или ремесле.
Осмотр автотранспортного средства экспертами ЭКП органов внутренних
дел проводится с целью установления и фиксации фактов изменения маркировочных
обозначений на кузове (раме) автомобиля, маркировки силового агрегата
(двигателя и коробки перемены передач), основных узлов и агрегатов (раздаточной
коробки, мостов и т.д.), изменения цвета наружной окраски кузова, выявления
первичных маркировок в случае установления факта их изменения, обнаружения
скрытых мест хранения предметов и веществ, запрещенных к обороту.
В связи с возросшим качеством исполнения изменений маркировочных обозначений,
использования преступниками современных технологий, зачастую аналогичных
заводским, возможности заказывать оригинальные заводские таблички с
необходимыми маркировками и т. д. рассматривать как объект автотехнического
исследования только маркировочные площадки с нанесенными на них обозначениями
и заводские таблички ошибочно и неэффективно. Только комплексный
подход обеспечивает наибольшую полноту и достоверность результатов исследований.
Он подразумевает:
1. Исследование регистрационных документов.
2. Установление года выпуска автомобиля, его модели, модификации, а
также соответствия кузовных деталей и основных комплектующих узлов и
агрегатов модели автомобиля году его выпуска.
3. Осмотр и при необходимости исследование лакокрасочного покрытия и
следов перекраски или ремонтной подкраски.
4. Определение расположения маркировок в зависимости от года выпуска.
5. Исследование соединений маркируемых деталей с прилегающими, креплений
заводских табличек.
6. Исследование целостности маркируемых деталей.
7. Исследование особенностей маркируемых площадок (формы, фактуры поверхности).
8. Исследование самой маркировки (содержание, способ нанесения, конфигурация,
взаиморасположение знаков и т.д.).
9. Выявление первичной маркировки при наличии признаков ее изменения.
10. Установление технологических номеров, номеров агрегатов, на основании
которых с использованием информационной базы предприятия - изготовителя
возможно идентифицировать автомобиль.
11. Исследование электронных носителей информации.
Способы и признаки изменения маркировок кузовов.
Основные известные способы изменения маркировки кузова можно условно
разделить на две группы. Для первой характерно, что сохраняется первичная
маркировка или ее следы и принципиально возможно ее выявление.
Первый способ (рис. 3) заключается в изменении конфигурации маркировочных
знаков путем:
добивки недостающих элементов в знаках первичной маркировки, имеющих
сходное начертание со знаками требующейся (вторичной) маркировки, например
3-5, 1-4, 5-6-8-9-0;
набивки знаков вторичной маркировки поверх знаков первичной;
забивания (зачеканивания) отдельных знаков первичной маркировки и нанесения
на их месте других. Лишние элементы знаков заполняют пластичными массами
или заплавляют и окрашивают.
Второй способ (рис. 4) заключается в углублении участка маркировки,
нанесении на первичную маркировку слоя металла или пластичной массы
и тиснении на полученной поверхности рельефа требующейся (вторичной)
маркировки с последующей окраской участка кузова.
Третий способ (рис. 5) заключается в углублении участка с маркировкой
и закрепления на этом месте сваркой или наклеиванием участка панели
с иной маркировкой.
Для второй группы способов (рис. 6-8), сопровождающихся уничтожением
первичной маркировки, характерно удаление участка, части или всей маркированной
панели и замена их на другие. В описанных выше случаях к признакам,
свидетельствующим об изменении маркировки, относятся:
нечеткое начертание знаков, их смещение по вертикали, различные интервалы
и глубина, отличия конфигурации значков от образцов, посторонние штрихи
в знаках;
следы обработки поверхности под слоем эмали, увеличение толщины покрытия,
а также наличие остатков шпатлевки или иных материалов на участке маркировки;
различия ЛКП маркированной панели и прилегающих, наличие следов опыла
(частиц) эмали на близлежащих деталях;
несовпадение маркировки с ее отображением на обратной стороне панели
и следы забивания знаков на ней, локальное увеличение толщины панели;
сварные швы на маркированной панели, соединения панелей сварными швами,
следы сверления точек сварки и имитация точечной контактной сварки (заполнение
отверстий расплавами олова или латуни) и т.п.
Рис. 3. Вторичная маркировка, полученная забиванием (зачеркиванием)
знаков первичной маркировки
Рис. 4.
Вторичная маркировка, полученная путем вдавливания (заглубления участка
панели с первичной маркировкой, заполнение выемки и нанесение вторичной
маркировки)
Рис. 5,6.
Вторичная маркировка, полученная путем установки фрагмента панели с
маркировкой поверх участка с первичной маркировкой; Вторичная маркировка,
полученная путем вваривания участка панели с маркировкой в проем, после
вырезания участка панели с первичной маркировкой
Рис. 7. Вторичная маркировка, полученная Рис. 8. Вторичная маркировка,
полученная
путем замены части панели с маркировкой путем замены всей панели с маркировкой
Способы и признаки изменения маркировок двигателей
Способы выявления начертания знаков первичной маркировки.
В работе экспертов наиболее распространены следующие способы
выявления начертания знаков первичной маркировки:
- травление исследуемой поверхности специальными растворами
- электрополирование
- способ магнитопорошковой дефектоскопии
В экспертной практике наибольшее распространение получил способ травления
как наиболее простой и эффективный.
Реактивы для выявления первичной маркировки на двигателях
Серый чугун
1. Азотная кислота 25 мл
уксусная кислота 25 мл
хлорид палладия 3 г.,
этиловый спирт 100 мл
2. 10%-ный раствор персульфата аммония
Сталь Азотная кислота 25 мл
уксусная кислота 25 мл
этиловый спирт 100 мл
3 . АЛ-4 (по ГОСТ 2685-75) 6-30%-ный водные растворы едкого натра или
едкого кали
Оформление результатов исследования. Требования к выводам.
Описания результатов исследования каждого из объектов (кузов, двигатель,
КПП, агрегаты) и выводы должны быть краткими, исчерпывающими и однозначными.
В выводах указываются правильное торговое обозначение АМТС, государственный
регистрационный знак, установленный на автомобиле, род маркировки, ее
полное и правильное название. Дается ответ на вопрос - подвергались
ли маркировки изменению, если да - то каким способом, их первоначальное
содержание. В тех случаях, когда определить первоначальное содержание
маркировок не представляется возможным, указывается причина.
Эксперт обязан помочь инициатору (следователю) установить первоначальные
номера агрегатов автомобиля после обращения следователя (а ни в коем
случае не эксперта) в ту или иную организацию. Материалы, которые потом
предоставят инициатору, могут быть использованы экспертом в экспертном
заключении.
Вывод о том, что маркировочные обозначения данного автомобиля изменены,
должен быть построен на фактическом присутствии следов, которые остаются
от таких процессов. При отсутствии таковых вывод об изменении маркировочных
обозначений в категоричной форме невозможен, а в вероятной - невозможен
в принципе. Если следов изменения маркировочных обозначений не имеется,
то считать их измененными нет оснований.